Каждое расселение имеет свою движущую силу одного или нескольких активных жильцов, которые не просто мечтают об отдельной квартире, но готовы и действовать. Именно эти жильцы обычно обращаются в агентство, проводят предварительные переговоры и показывают риелтору квартиру.
Они становятся надежными помощниками риелтора: дают психологические портреты соседей, участвуют в планировании сделки, а порой и в небольших хитростях, необходимых для достижения согласия с остальными жильцами. Только люди, знающие ситуацию «изнутри» могут подсказать риелтору правильную стратегию по отношению к несговорчивым соседям.
К сожалению, отнюдь не все жильцы готовы к реальному сотрудничеству, даже если на словах изъявляют желание разъехаться. Когда доходит до дела, такие соседи придумывают тысячи причин, чтобы все осталось на своих местах. Для риелтора очень важно вовремя разгадать, что именно является настоящим мотивом «саботажного» поведения жильца. Поводов для отказа от сделки может быть множество, но вот мотивы довольно однообразны это общеизвестные человеческие слабости. Только поняв настоящую причину, тормозящую расселение, можно начинать с ней бороться.
Часто причиной срыва расселения становятся пожилые люди. Для них вопрос приобретения отдельной квартиры уже не так актуален они привыкли к коммунальной жизни, перемены им особенно не нужны. При этом в ход обычно идет аргумент «я здесь живу 30 (40, 50, 100) лет, здесь и умру». На самом деле проблема вовсе не в патологической привязанности к месту просто пожилые люди многого опасаются. Они не очень разбираются в ценах, в современных законах и своих правах они боятся продешевить, остаться без крыши над головой, сменить плохие условия жизни на еще худшие. В этих случаях специалисты по расселению советуют прибегать к помощи родственников жильца то есть людей, мнению которых он доверяет. Порой родню даже приходится искать и вызывать из других городов. Родственники по понятным причинам заинтересованы в успехе расселения ведь даже самый любящий племянник понимает, что когда-нибудь он станет наследником и не обшарпанной комнаты в коммуналке, а отдельной квартиры. Тем больше у него причин помочь бабушке преодолеть боязнь перед переездом, свято блюдя ее интересы при сделке.
Не последняя причина срыва расселений пьянство. И дело не в том, что кто-то хочет обмануть несчастных любителей выпивки. Просто иметь дело с пьющими людьми очень трудно большую часть времени они находятся в невменяемом состоянии, слабо понимают, что им говорят, срывают встречи, теряют документы. Это трудный случай, однако и с пьяницей можно найти «общий язык». В ходят легенды о героическом риелторе, который ради достижения взаимопонимания с клиентом «принял на грудь» огромную порцию алкоголя. Профессиональный долг дал ему силы выйти из комнаты алкаша с подписанным списком требований к будущему жилью, однако в коридоре риелтор упал и очнулся только на следующее утро в комнате одного из благодарных инициаторов расселения.
Еще один, увы, распространенный мотив срыва расселения банальная зависть. Отношения коммунальщиков порой далеки от идеала: если жилец двадцать лет ненавидел свою соседку, ему будет больно видеть ее счастье при переезде в новую квартиру. И он сделает все, чтобы это счастье не допустить даже ценой собственного квартирного благополучия. Поэтому опытные риелторы дают своим клиентам простой, но действенный совет никогда не хвалится перед соседями своей будущей недвижимостью. Лучше сдержанно посетовать на недостатки жилья, подчеркнув, что на выбор повлияла только забота об общем благе. Это маленькое лукавство порой дает потрясающие результаты.
Конечно, в данной статье приведены лишь некоторые психологические приемы работы с владельцами комнат в коммунальных квартирах. На самом деле каждое расселение индивидуально к каждому жильцу приходится искать свой подход, придумывать новые ходы и схемы. Отнюдь не каждый риелтор способен на такую кропотливую и нервную работу расселения требуют не только квалификации, но и особых свойств характера. Например, в агентстве, где работают около 200 консультантов расселениями любят заниматься не больше десятка.
В расселениями не занимаются в одиночку. С каждой коммунальной квартирой работает несколько агентов во главе с координатором. Задача руководителя расселения «собрать сделку»: составить психологические портреты жильцов, заранее предусмотреть возможные проблемы. Исходя из этого, руководитель рекомендует участникам сделки подходящих риэлтеров, выстраивает цепочку с учетом психологических особенностей расселенцев. Координатор также играет роль арбитра в спорах между агентами, покупателями и продавцами он обязан смотреть на сделку как бы «извне». Несмотря на некоторую громоздкость, подобная схема работы себя оправдывает большинство начатых в расселений удается довести до логического конца.
Настоящим профессионалам по плечу многое. Даже если после многих безуспешных попыток расселение вашей коммунальной квартиры кажется вам делом совершенно безнадежным попробуйте еще раз, призвав на помощь специалистов.